Объявляется конкурс заявок участия в Третьей международной летней STS школе «Антропология науки и современных форм жизни: Camera Ethnography подход в изучении лабораторной практики». Школа пройдет в Томске на базе Томского государственного университета и научно-исследовательской станции Кайбасово, 30 июня — 7 июля 2017. К участию в школе приглашаются магистранты, аспиранты и постдоки. Дедлайн - 1 марта 2017 года.

Цель: Ввести студентов и аспирантов в повседневный мир современной техно-науки и познакомить их с основными теоретическими концепциями и методологией ведения полевых исследований в научно-исследовательских лабораториях, технологических компаниях и больших технических системах.

Pole_Kajbasovo_5_2Теоретический и методологический фокус: В своем подходе к техно-науке, организаторы школы одновременно придерживаются акторно-сетевой теории (ANT) как одной из ключевых традиций в социальных исследованиях науки и технологий (STS), а также принципов современной антропологии в изучении модерных сообществ. В этом сочетании этнографический подход Карин Кнорр Цетиной (K. Knorr Cetina) и ее учеников, а также идеи социология вкуса и привязанности Антуана Аньона (A. Hennion) играют особую роль. Они позволяют рассматривать научные и инженерные практики не только в качестве агонистического поля «пробы сил» между людьми и нечеловеческими деятелями, но и как очаг феноменов страсти, привязанности и стойкости. Проявляя себя деликатным и чаще всего безмолвным образом, вместе с поддерживающими их тонкими асимметриями, они долгое время оставались в стороне от мейнстрима социальных наук, в том числе из-за отсутствия подходящей исследовательской методологии. Camera Ethnography подход (разработан Биной Мон и Клаусом Аманом) является особенно чувствительной визуальной методологией, позволяющей с помощью камеры и изображений (фото и видео) анализировать деликатные и безмолвные интертелесные практики, через которые эти асимметрии проявляются.
Хотя вышеупомянутые малоизученные аспекты практики ученых и инженеров встречаются в каждой стране мира, бывшие коммунистические страны являются особенно подходящим полем для их исследования. Как одна из основ коммунистического общества, наука и технологии имели особый статус: они являлись предметом восхищения и политического возвеличивания, и при достаточно высоком уровне финансирования в ряде областей достигли мирового уровня. В то же время, они были предметом жесткого контроля и надзора со стороны правящего режима, которые часто порождали напряжение и даже привносили трагические нотки в поиски научной истины. Именно здесь феномены страсти, привязанности и стойкости играли особенно важную роль. Это наследие до сих пор ощущается в современной российской науке, в связи с чем планируемая в Томске полевая работа делает третью Международную летнюю STS школу особенно привлекательной.

Организация работы: Как и в предыдущие годы, работа школы состоит из двух частей: теоретической и методической подготовки и полевой работы.

Теоретическая и методологическая подготовка: Исследователи из Лаборатории социальных и антропологических исследований (LSAR) и Научно-исследовательского центра политического анализа и исследований технологий (PAST-центра) Томского государственного университета введут участников школы в основные STS подходы. Мастер-класс по применению подхода Camera Ethnography в лабораторных исследованиях проведет приглашенный эксперт, д-р Бина Элизабет Мон (основатель Центра Camera Ethnography в Берлине / Zentrum für Kamera-Ethnographie).
Полевая работа будет проводиться на базе научно-исследовательской станции Кайбасово НИИ биологии и биофизики ТГУ и в лабораториях Центра превосходства «Bio-Clim-Land» в Томске. Погруженные в практики ученых, участники школы будут применять подход Camera Ethnography наряду с традиционными методами антропологического исследования (интервью, включенное наблюдение, анализ текстов и артефактов, и т.д.).

Летняя школа закончится однодневным семинаром, в котором участникам будут даны инструкции по обработке, редактированию и анализу данных, собранных с применением инструментов и методов, введенных в теоретической части школы.
Результаты: Летняя школа заканчивается написанием научно-исследовательской работы, в которой участники представят анализ собранных данных. Объем текста — около 6 000 слов. Текст должен включать визуальные элементы (аналитически организованные серии фотографий или видеофрагменты) с приложением полевых материалов (транскрипты интервью, фото и видео материалы и т.д.). Срок подготовки текстов — два месяца после окончания школы. Авторам лучших работ организаторы обещают содействие в публикации в научных журналах в России и за рубежом.

Количество участников: 10-12 человек. Рабочие языки: русский и английский.

Взносы, проживание и транспорт: Организационный взнос летней школы составляет 3000 рублей. Организаторы обеспечат участникам проживание в общежитиях Томского государственного университета и во время полевой работы. В ходе полевых работ также будет предоставлено питание. Организаторы ищут дополнительное финансирование для частичного покрытия транспортных расходов.

Заявка включает в себя следующие документы:

- Заполненная Форма 1 (см. Приложение)
- Мотивационное письмо на русском или английском языке (до 1000 слов)
- CV на русском или английском языке, включая список публикаций (с транслитерацией русскоязычных на английский язык)
- Одна страница описания своих будущих исследовательских планов.

Заявки должны быть присланы до 1 марта 2017 г. на указанные адреса электронной почты. Контакты: д-р Ирина Поправко, ЛСАИ ТГУ, Томск, irina.popravko83@gmail.com или д-р Иван Чалъков, PAST-центр ТГУ и Пловдивский университет, Болгария, tchalakov@gmail.com.

Ссылки на предыдущие школы:

Вторая международная STS летняя школа “Наука как форма жизни: гетерогенные сообщества в полевом биологическом исследовании“.

Организационное письмо (pdf).