Расписание по дням и аудиториям будет предоставлено дополнительно. Все записавшиеся на курс будут оповещены. 

Занятия проводятся раз в неделю по субботам. Время проведения занятий: с 16.35 до 20.00. Место проведения занятий: в 402 аудитории 2-го корпуса ТГУ.

I. Введение: проблематизируя инновации

Назначение вводного блока в том, чтобы проблематизировать феномены инновации как таковые путем обсуждения проблем “блага”, этики и неравенств. В каком историческом и социальном контексте появляется культура инноваций? Почему некоторые индивиды, группы, политические режимы, культуры развивают инновации медленно или даже сопротивляются им? В каких случаях инновации становятся опасными? Являются ли инновации неизбежно чем-то “хорошим”? Эти вопросы призваны поставить под сомнение обыденное представление об инновациях, опирающееся на здравый смысл.
Ответив на эти и другие вопросы, мы поймем почему важно не только создавать, но и исследовать и понимать инновации.

II. Понимая инновации: ключевые концепты и модели в социальных исследованиях инноваций.

В данной части мы познакомимся с базовым набором аналитических инструментов, необходимых для понимания инновационных процессов. Для начала мы обратим внимание на то, что инновации по сути своей неотделимы от предпринимательской деятельности. Появляясь в недрах наук и технологий открытия и изобретения становятся нововведениями повседневной жизни только посредством предпринимательской активности. Распространение феномена инновации привело к масштабным изменениям в экономике и политике современного общества. Современные формы хозяйствования, опирающиеся на знания, исследования и инновации стали главным источником роста и соперничества на уровне наций, корпораций и фирм. Появляются многочисленные “сплавы” науки и бизнеса, требующие специализированного знания, высоких технологий, мощных инструментов моделирования и управления информационными процессами. Кроме того, модель политики и экономики, основанная на инновациях меняет фокус научно-технической и экономической деятельности с настоящего в будущее. Важным становится предвосхищение и ожидание инновационных продуктов.

III. Агенты и места производства инноваций.

В этом разделе мы узнаем много интересного о том, кто и где создает инновации. Кто/что делает инновации? Откуда берутся инноваторы? Каковы различные типы и стили инноваций? Отвечая на эти и другие вопросы мы попытаемся продемонстрировать разнообразие источников и способов инновирования.

IV. Ключевые измерения инновационного процесса.

В данном разделе мы будем обсуждать мы будем обсуждать аспекты, которые имеют решающее значение для успеха инновационного процесса. Прежде всего, мы обратим внимание на то, что неотъемлемым атрибутом процесса инновации является неустранимо высокий уровень неопределенности. Как следствие, инновация – это дорогостоящее и непредсказуемое предприятие, и инноваторы могут не столько устранить риски, сколько управлять ими. Однако именно эти качества инноваций делают их стратегически важной областью исследования для тех ученых, которые пытаются понять связь между современной технонаукой и обществом.
Другим важным фактором успеха инновации является контекстуализация инновации, или ее перенос из одной локальности в другую. Продуктивное взаимодействие между “универсальным” экспертным и “локальным” повседневным знанием играет решающую роль в контекстуализации инноваций.

V. Инновации в различных секторах промышленности и экономики

В данном разделе мы покажем насколько инновационные процессы могут отличаться друг от друга в разных сферах социальной и экономической жизни. Чем различаются инновации в “старых” и “новых” отраслях промышленности, высоко- и низко-технологичных секторах, в области ИКТ и биомедицине? Какое влияние различные инвестиционные, регулятивные и политические среды оказывают на процесс инновирования? Помимо этого мы обсудим вопросы менеджмента и прибыльности инноваций.