УЧАСТНИКИ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ

banner-subjecct-2013-homepage_0_0Проект «Политика и экономика университетов» объединяет исследовательские усилия сотрудников НОЦ PAST и Факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В его рамках предполагается изучать университеты (а также другие исследовательские организации) как арены взаимодействия между разными группами агентов, которые пытаются использовать систему академических институций для достижения своих целей, и которые обладают разными возможностями для того, чтобы заставить других: действовать в соответствии с их желаниями. К числу этих групп в первую очередь принадлежат:

(1) студенты которые хотели бы получить качественное образование, утвердить свой социальный статус, воспользоваться возможностями для миграции и привилегиями студенческого сословия (в произвольных пропорциях);

(2) государственные чиновники, желающие отчитаться перед вышестоящими чиновниками и избирателями о том, что система высшего образования послужила реализации поставленных политических задач;

(3) дисциплины и другие формы академических классов, партий и статусных групп, для которых позиции в академических организациях являются основной кормовой базой;

(4) университетские администраторы, которые хотели бы обеспечить экономическую устойчивость возглавляемой ими организации, а также сохранение собственных позиций, что обычно требует маневрирования между интересами всех прочих групп;

(5) профессиональные эксперты, предлагающие свои услуги всем вышеперечисленным, и старающиеся поддержать интерес к своей работе, а также

(6) многие другие.

Уже из этого описания ясно, что мы предполагаем придерживаться реалистического, несентиментального подхода к описанию академической политики, который предполагает, что она, в принципе, мало отличается от политики неакадемической. И та, и другая делается людьми, уверенными в своей правоте, подозревающими других в том, что эти другие будут действовать в своих личных и не самых возвышенных интересах, и поэтому стремящимися сохранить за собой максимум контроля над происходящим.

О стиле предстоящей работы может дать представление список из пяти очень старых и очень важных книг об американских университетах, подобные которым, тем не менее, никогда не были написаны о российском случае. Их появлению мы и хотели бы в меру сил способствовать:

  • Caplow Theodor, McGee, Robert. 1958. The Academic Marketplace. New Brunswick, NJ: Transaction
  • Jencks, Christopher, and David Riesman. 1968. The Academic Revolution.  Transaction Publishers
  • Kerr, Clark. 1963. The Uses of the University. HarvardUniversity Press
  • Cohen, Michael, and March, James. 1973. Leadership and Ambiguity: The American College President. New York: McGraw-Hill
  • Rosovsky, Henry. 1991. The University: A Owner’s Manual. W. W. Norton & Company

Основные направления:

Физиология рейтингов

За последнее десятилетие состязание университетов за попадание и улучшение своей позиции в мировых и национальных рейтингах превратилось в главный академический вид спорта, вполне сравнимый с футболом по накалу страстей и объему расходуемых средств. Однако логика составления рейтингов, причины, по которым одни университеты поднимаются на первые строчки, в то время как другие – опускаются на дно, а также эффекты, которые влечет за собой внедрение рейтинговой системы, вызывают много вопросов и лишь недавно стали предметом исследований. В рамках этого направления исследований в свете мирового опыта критического анализа рейтингов будут изучаться практика составления и особенности функционирования основных российских рейтингов.

Спрос на образовательные услуги и экономические стратегии университетов

Большинство студентов, обучающихся сегодня в России, учатся за свой счет. Прямо или косвенно (при государственном финансировании бюджетных мест), студенты приносят российским государственным университетам не менее 4/5 их совокупных доходов. Эта сумма может дополняться взятками или неофициальными поборами. Именно студенты являются основным источников ресурсов для университетов, и конкуренция между образовательными организациями в основном представляет собой  конкуренцию за студентов. Характеристики студенческого спроса, однако, во многом остаются неизученными. В рамках этого направления, мы предполагаем осуществить несколько количественных проектов, которые должна продемонстрировать, как организован спрос и что определяет рыночную цены образовательных услуг, а также как устроены студенческие культуры, которые позволяют или не позволяют реализовать «студенческую власть» — контроль над функционированием образовательной системы со стороны студентов.

 «Академическая миросистема»

Как выстраиваются отношения между национальными академическими системами, и как существование глобальной системы этих отношений структурирует локальные академические сообщества? За последние 50 лет появился ряд теоретических подходов к описанию этих явлений (анализ центров и периферий Шиллза, классическая миросистемная теория, теория «мирового общества» школы Мейера и др.), развитие которых получило пока, однако, лишь очень ограниченные продолжения в области крупных эмпирических исследований. В рамках данного направления предполагается изучение композиции академической миросистемы средствами социально-сетевого анализа (на основании данных об интернациональных студенческих миграциях, коллаборациях в разных дисциплинах и потоков цитирований), дополняемое этнографическим и историческим  изучением «провинциальной» и «туземной» науки в локальных академических сообществах.

Критическая наукометрия

Это направление строится вокруг исследования практики цитирования, а также основных библиометрических показателей, которые на нем строятся. Различные национальные академии уже пережили или переживают библиометрический бум. Он происходит если не в виде формализованного применения, то в виде рассвета «любительской библиометрии» в силу доступа к подписке Web of Science или Scopus. Российская наука в стремлении заимствовать некоторые элементы «западного» институционального дизайна иногда заходит дальше, чем это предполагалось в месте его происхождения. Игра на опережение имеет свои издержки, так как грозит подорвать кредит доверия индексам, который итак никогда не был достаточно прочным в глазах научного сообщества.

(а) Культуры цитирования в России — этнография цитирования в пределах локального академического сообщества, которая позволила бы отследить, как цитирование вплетено в организацию научной коммуникации, на какой инфраструктуре оно построено, и с каким моральным порядком академической жизни связано.

(б) Исследование журнальных систем, которые производят публикации и цитирования. Журналы являются важным элементом мер научной продуктивности, основанных на библиометрических показателях. Сравнительное исследование состоит в анализе, чем различаются журнальные системы и каков главный механизм, который способствует различиям. Эта направление вдохновляется работами Пола Димаджио об институциональной теории организации, с одной стороны, и работами об исследовании классификаций, с другой. Лучший образец – это социологически осмысленная история «American Journal of Sociology», написанная Э. Эбботом.

Участники:

  • Михаил Соколов - кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии, директор по региональным программам Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  • Анастасия Кинчарова – кандидат социологических наук, научный сотрудник факультета политических наук и социологии, Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  • Катерина Губа — магистр ЕУСПб, младший научный сотрудник НОЦ PAST-центр, старший преподаватель кафедры социологии НИ ТГУ
  • Алексей Кнорре -  научный сотрудник факультета политических наук и социологии ЕУСПб

Фотография взята с сайта.