«Российские университеты в мировом контексте: что делать с формальными разрывами» – так называлась открытая лекция Андрея Щербенка, приглашенного в Томск научно-образовательным центром «Социально-политические исследования технологий» НИ ТГУ. Эта тема настолько актуальна для университетской общественности в последнее время, что на лекции, состоявшейся 9 октября, был аншлаг.

Андрей Щербенок, доцент СПбГУ и PhD Калифорнийского университета в Беркли (США), профессор практики Московской школы управления «Сколково», основное внимание в своей лекции уделил собственно рейтингам, как наиболее эффективному инструменту оценки вузов во всем мире. Он подробно рассказал о том, почему необходимо рейтингование, о видах, особенностях и методологиях основных мировых рейтингов.

DSC_0098

– По имеющимся данным, 20% студентов не считают важным место расположения университета, – подчеркнул Андрей Валерьевич. – Еще меньше – 15% – придают значение цене обучения. Главное – репутация университета и качество образования. Все больше студентов учатся не в той стране, откуда родом, и российские студенты тоже включились в этот процесс. А это значит, что теперь мы должны бороться не только за иностранных, но и за наших абитуриентов.
Чтобы проиллюстрировать трудности, которые ожидают российские классические университеты при вхождении в мировое пространство, Андрей Щербенок напомнил слушателям историю здания в Массачусетсе, известного как «Building 20», имеющего репутацию самого креативного места на планете. В этом доме – не очень уютном и, по сути, подлежащем сносу, – ученые самых разных областей оказались предоставлены сами себе: они общались, строили фантастические планы. В результате именно здесь была изобретена первая видеоигра, родилась высокоскоростная фотография и физика микроволн и т.д.

DSC_0075

– Главный корпус вашего университета – совсем другой, это красивое здание с колоннами. Его не переделаешь так легко, как «Building 20». Но мы говорим сейчас, конечно, не о зданиях, а о том, что наше наследие тормозит нас, не дает развиваться так динамично, как требует время.

Также основными препятствиями, считает Андрей Валерьевич, являются: недостаточность стимулов для радикальных трансформаций, инерция прошлого, институциональная культура и так называемые «личные контракты» («как можно уволить моего бывшего научного руководителя, ведь он хороший человек, несмотря на то, что уже десять лет ничего не пишет»), а также «корпоративное бессознательное».
Одним из самых спорных моментов лекции оказался тезис о том, что «в будущее возьмут не всех»:

DSC_0109

– Весь университет «вытянуть», скорее всего, не удастся, – размышляет Андрей Валерьевич. – Развивать необходимо только конкурентоспособные области, самые сильные направления.
Развернувшаяся после лекции дискуссия показала, что присутствующие глубоко озабочены сложившейся ситуацией.

– Наш университет попытается реализовать собственную модель развития, которая получила одобрение министерства, – сказал первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Мы не откажемся от социально-гуманитарного блока, как «лишнего». Нельзя забывать, что региональные университеты выполняют такие важнейшие функции, как социокультурная и геополитическая.

Поблагодарив Андрея Валерьевича за визит и интересную, хоть и неоднозначную лекцию, Эдуард Галажинский призвал собравшихся и в дальнейшем активно участвовать в обсуждении университетских проблем.

Автор: Наталья Жилякова

Статья опубликована в газете Alma Mater, №2548 от 15.10.2013 года.