Вышел новый препринт Алексея Кнорре и Михаила Соколова ‘Звезды и Боссы: происхождение и композиция российской социологической элиты’. Томск (pdf). Текст статьи вышел в «Социологических исследованиях» №10.

Цели данной статьи преимущественно описательные. После (а) введения типология ресурсов, обладание или контроль над которыми мы отождествляем с принадлежностью к элите и (б) замечаниям относительно сбора информации о них мы (в) перечислим индивидов, обладающих или контролирующих эти ресурсы; (г) попробуем описать устройство элиты (представляет ли она консолидированный истэблишмент или ряд сегментарных элит? Если сегментированных, то по какому признаку?), и, наконец, (д) идентифицировать основные траектории, которые приводят в эту элиту или элиты.

Социология социологии живет за счет читателей, которым трудно удержаться от того, чтобы не прочитать о самих себе, правда, часто за тем, чтобы утверждать, что они то совсем не такие. Это одно из явных указаний на то, что академическому миру не чуждо любопытство к самому себе. В своем главном любопытстве ученые мало чем отличаются от других миров. Всем интересно, кто оказывается наверху и почему? Статья Алексея Кнорре и Михаила Соколова «Звезды и Боссы: происхождение и композиция российской социологической элиты» предлагает схему анализа процесса распределения дефицитных благ, кто и почему получает больше и кто определяет, сколько достанется другим.

Власть в академическом мире имеет разные измерения. Ученые контролируют то, как распределяются деньги, слава и смысл. Каждый контроль — это отдельный тип власти. Один из самых любопытных видов власти — это власть над распределением смысла. Авторы назвали ее локативной властью. Ею обладают люди, которые принимают решения, приглашать ли вас сделать пленарный доклад или принять статью к публикации. К редакторам и организаторам конференций мы можем добавить тех, кто создает такие блестящие проекты как «Постнаука» — новый канал для распространения смыслов.

Вопрос о том, в каких отношениях находятся разные типы власти легко переформулируется на вопросы, ответы на которые полезно знать всем участникам академического мира. Будет ли у меня позиция, если меня будут читать? Эти люди, которые оценивают мою заявку на грант, сказали ли они что-то существенное за свою научную жизнь? Окупаются ли усилия по распространению своего голоса? Стоит ли тратить время на пропуск в издания с хорошей циркуляцией? И так далее и так далее.

Живем ли мы в академической антиутопии, то есть в том мире, где смысл потерял значение и остальные блага достаются тем, кто мало способен на его производство? Ответ ищите в статье.

Можно также ознакомиться с картой российской социологии, которая была построена по результатам исследования.