Портал XX2век опубликовал интервью о  магистерской программе «Инновации и общество: наука, техника, медицина». О том, зачем нужна такая программа, как ее разрабатывали, и кто на ней учится, рассказали Ольга Устюжанцева, менеджер программы, старший научный сотрудник, и Евгения Попова, руководитель программы, директор Центра социально-политических исследований технологий Томского государственного университета.

XX2 ВЕК. Расскажите, что вообще натолкнуло на создание такой программы?

Ольга Устюжанцева. Эта история началась несколько лет назад. Мы тогда проводили исследования и конференции, посвящённые вопросам развития инноваций. Из обсуждений стало понятно, что в этой области в России есть ряд проблем. Одна из них — это то, что часто «технари», когда они разрабатывают что-то инновационное, практически никогда не думают в терминах общества и групп, которым будет полезно это изобретение. Они думают о пользователе как об усреднённой единице потребления инноваций (в стиле маркетинга середины XX века) и не обращают внимания на то, в каком контексте пользователь будет применять эту инновацию, какой у него «культурный код».

Такая практика, смотреть на контекст использования, уже давно стала частью бизнес-культуры многих зарубежных компаний, — им ясно, что технологии и разработки нуждаются в «социальном» сопровождении. В России же нет квалифицированных специалистов, которые могли бы его предоставить. Мы решили создать магистерскую программу, чтобы заполнить лакуну, подали на грант Евросоюза (программа Erasmus+), получили финансирование и стали совместно с медиками из Сибирского государственного медицинского университета и Маастрихтского университета (нидерл. Universiteit Maastricht) работать над проектом.

В своей магистерской программе мы пытаемся дать гуманитарные компетенции — в том числе, рассказать про организационные решения — двум категориям людей: (1) специалистам, которые работают в области здравоохранения, и (2) «технарям», которые работают с инновациями. В соответствии с этим у нас есть два трека, один в области инноваций для здоровья, и второй, более широкий, — «технонаука». В формировании учебного плана и содержания курсов нам помогли эксперты из Университета Маастрихта и некоторых других европейских университетов.

XX2 ВЕК. Как может сказаться «неучитывание» контекста на применении инноваций?

Евгения Попова. Например, инновации могут не получить широкого использования, если разработчики не учитывают социальный аспект. Довольно яркий пример — кохлеарные импланты для слабослышащих людей, которые очень тяжело приживались в сообществах глухих людей во всех странах, кроме Швеции. Казалось бы, — вот она инновация, которая очень нужна: неслышащих в мире много, «мы сделаем их обычными, не инвалидами». Но люди не считали себя ненормальными, им было довольно комфортно в сообществе глухих, в результате были даже массовые выступления против этой технологии. И создателям пришлось очень много работать, чтобы изменить ситуацию. В то же время в Швеции импланты презентовали, как возможность быть билингвой, и всё было более быстро, дёшево и безболезненно.

Читать полный текст интервью здесь.