Курс «Современная российская политика в области науки и техники» предполагает изучение государственной политики России 1990-2000е гг. в отношении развития науки и техники с позиции policy studies исследований. На лекционных и семинарских занятиях учащиеся знакомятся с policy studies подходами, с основными этапами политико-управленческого цикла: problem perception, agenda setting, policy formulation/decision making, implementation, evaluation, policy reformulation/termination, а также с редкими пока попытками применить данный подход к исследованиям научно-технической политики РФ. После чего магистранты в рамках образовательной методики группового проектного обучения совместно с преподавателем выбирают отдельную сферу развития науки или техники в РФ, и в процессе самостоятельной работы, а также консультаций и обсуждений с преподавателем, пытаются провести исследование выбранной сферы, применяя policy studies подход. В идеале на выходе должна получиться публикабельная научная статья. В результате, помимо информации о российской научно-технической политике и policy studies, магистрант получает опыт исследовательской работы, знания и навыки работы с методами сбора и анализа данных и написания аналитических записок, в идеале и научных статей.

Структура и содержание учебной дисциплины

1. Предмет и задачи курса. Отличие политологического от науковедческого подхода к анализу научной и технической политики.

2. Подходы к исследованию технической и научной политики: политико-решенческий и программный; экономические представления о технологии в политической жизни; социологические исследования науки и техники.<

3. Основные этапы политико-управленческого цикла: problem perception, agenda setting, policy formulation/decision making, implementation, evaluation, policy reformulation/termination.

4. Инструментальный подход при анализе государственной политики: три исследовательские традиции.

5. Пример исследований технологической политики с позиции политико-решенческого подхода. Технические изменения в сфере ЖКХ.

6. Групповое проектное обучение. Работа студентов в группах, исследующих выбранную тему исследования, под руководством преподавателя.

7. Экспертный семинар: Презентация и анализ научных проектов студентов.

Основная литература

1. Birkland Thomas A.. An Introduction to the Policy Process: Theories, Concepts, and Models of Public Policy Making [Paperback]. 2005. M.E. Sharpe; 2nd Revised edition edition.

2. Cutcliffe Stephen H.. Visions of STS: Counterpoints in Science, Technology, and Society Studies (Suny Series in Science, Technology, and Society) (Suny Series, Science, Technology, & Society). 2001. State University of New York Press
Freeman C., Soete L. (2007). Developing Science, Technology and Innovation Indicators: What We Can Learn from the Past. UNU-MERIT. Working Paper Series. Maastricht.

3. Kerwin Cornelius. 2010. Rulemaking: How Government Agencies Write Law and Make Policy. 4rd edition. Congressional Quarterly Press.

4. Moran Michael (Editor), Martin Rein (Editor), Robert E. Goodin (Editor). The Oxford Handbook of Public Policy (Oxford Handbooks of Political Science), 2008.

5. Sarewitz D. (2007) Does Science Policy Matter?//Issues in Science and Technology. Summer. Р. 31-38.

6. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. -М., 2008.
Инновационные направления современных международных отношений/Под общ. ред. А. Крутских, А. Бирюкова. -М.: Аспект Пресс, 2010. -294 с.

7. Киселева В.В. Государственное регулирование инновационной сферы. -М., 2008.
Национальные инновационные системы в России и ЕС/Под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. -М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2006. -280 с.

8. Попова Е.В., Бычкова О.В. Материальная среда и политика реформирования городского хозяйства в современной России. Томск: ТМЛ-пресс, 2011.

Скачать программу курса.