Исследования науки и технологии (STS) 

a_4beb1940

Автор: Ольга Столярова

«Ученые доказали, что…» — есть в этой фразе нечто магическое и обладающее большой силой принуждения, что заставляет нас подчиняться и строить жизнь в соответствии с теми истинами, которые ученые открывают
На эти вопросы отвечают «неклассические» междисциплинарные исследования науки и технологии (Science and Technology Studies), которые в последние 20 лет стали форумом для обсуждения научно-технической культуры.о мире. Но как быть, когда сами ученые не могут прийти к согласию? Когда теории, которые еще вчера считались истинными, сегодня отправлены в архив научных ошибок и заблуждений? Когда противоречащие друг другу теории порождают противоречащие друг другу императивы? Есть ли выбор у обычного человека? Есть ли выбор у общества?

В лекциях представлен философский анализ программ STS и той роли, которую они играют в сегодняшней академической и общекультурной жизни. Цель курса Исследования науки и технологии (STS) — знакомство студентов направлен

ия «социология» с традицией STS, с историей развития, философскими основаниями, методом, практикой и результатами программ STS. Задачи курса состоят в том, чтобы через призму STS проанализировать проблемы 1) специфики научного познания, 2) взаимодействия общества и науки, общества и технологии, 3) исторической изменчивости научного знания, 4) влияния онтологических концепций на методологию науки, 5) научного реализма, 6) технологического, антропологического и культурного измерения научного познания.

Литература по курсу

Основная

  • Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: ГУ-ВШЭ., 2004.
  • Принципы историографии естествознания. Спб., 2001.
  • Sismondo S. An Introduction to Science and Technology Studies. Blackwell Publishing, 2004.
  • Zammito J.H. A Nice Derangement of Epistemes: Post-positivism in the Study of Science from Quine to Latour. The university of Chicago Press, 2004.
  • Fuller S. The Philosophy of Science and Technology Studies N.Y., 2006.

Дополнительная:

  • Barnes В.  Interests and the growth of knowledge. London, 1977.
  • Biagioli M., ed. The Science Studies Reader. New York: Routledge, 1999.
  • Bloor D. Knowledge and social imagery. London, 1976.
  • Bucchi M. Science in Society: An Introduction to the Social Studies of Science. London: Routledge, 2004.
  • Collins H., Pinch T. Frames of meaning: The social construction of extraordinary science. London, 1981.
  • Collins H. Tacit and Explicit knowledge. University of Chicago Press, 2010.
  • Golinski J. Making Natural Knowledge: Constructivism and the History of Science, with a new Preface. University of Chicago Press, 2005.
  • Daston L. and P. Galison. Objectivity. Zone Books, 2007.
  • Delanda M. A New Philosophy of Society: Assemblage Theory And Social Complexity. Continuum, 2006.
  • Hacking I. The Social Construction of What? HarvardUniversity Press, 1999.
  • Haraway D.Modest_Witness@Second_Millenium.Female_Man©_Meets_Oncomouse™: Feminism and Technoscience,. New York and London, 1997.
  • Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective // Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York, 1991.
  • Harding S. Is science multicultural?: Postcolonialisms, feminisms, and epistemologies. Bloomington, 1998.
  • Hess D. Science Studies: An Advanced Introduction. New York: New YorkUniversity Press, 1997.
  • Ihde D., Selinger, E. eds. Chasing technoscience: Matrix for Materiality. – Albany: SUNYUniversity press, 2002
  • Irwin A., Wynne B. (eds) Misunderstanding Science?: The Public Reconstruction of Science and Technology. Cambridge, 2004.
  • Jasanoff S. etc, eds. Handbook of Science and Technology Studies. Sage Publications, 1995.
  • Knor-Cetina K. Epistemic Cultures: How sciences make knowledge. N.Y., 1999.
  • Labinger, J., Collins, H. The one culture? A conversation about science. Chicago, 2001.
  • Law J. and A.Mol, eds. Complexities: Social Studies of Knowledge Practices. Duke University Press, 2002.
  • Latour B.  Pandora’s Hope: Essays on the reality of science studies.  Cambridge, MA, 1999.
  • Latour B. Reassembling the social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford, 2005.
  • Latour B., Woolgar S. Laboratory Life: The social construction of scientific facts. Beverly Hills, 1979.
  • Mol, A. Ontological Politics: a Word and Some Questions // J. Law and J. Hassard (Eds.) Actor Network and After. Oxford and Keele, Blackwell and the Sociological Review. 1999. P. 74-89.
  • Pickering A.  The Mangle of practice: Time, agency and science.  Chicago: The University of Chicago Press, 1995
  • Pickering A. Constructing Quarks: A sociological history of particle physics. Edinburg, 1984.
  • Pickering A., ed. Science as practice and culture. Chicago, 1992.
  • Pinch T., Bijker W. The Social Construction of Facts and Artefacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other // Social Studies of Science. 1984. № 14. P. 399-441.
  • Pinch T. Bijker W. Science, Relativism and the New Sociology of Technology: Reply to Russell // Social Studies of Science. 1986. № 16. P. 347-360.
  • Rouse, J. What are cultural studies of scientific knowledge? // Configurations. 1992. № 1 (1). P. 57-94.
  • Shapin S. The Scientific Life: A Moral History of a Late Modern Vocation. The University of Chicago Press. 2008.
  • Sismondo S. An Introduction to Science and Technology Studies. Oxford: Blackwell, 2003.
  • Yearley S. Making Sense of Science: Understanding the Social Study of Science. Sage Publications Ltd, 2004.
  • Winner L. Autonomous technology. MIT Press, 1977.
  • Winner L. Upon Opening the Black Box and Finding It Empty: Social Constructivism and the Philosophy of Technology // Science, Technology & Human Values 3/1993, p. 362-378.

Short syllabus in English