«Пристегните ремни!» – первая фраза, которую мы услышали, когда сошли с трапа самолета. Так началась весенняя школа в Томске по STS и исследованиям города «Город: модели (пере)сборки». Фраза водителя, осуществлявшего трансфер, оказалась пророческой.
Анна Лобанова (Казанский федеральный университет), участница Школы
23-30 апреля в с. Калтай на базе ЦДСО «Томь» прошла весенняя школа НОЦ «Социально-политические исследования технологий» (PAST-центр). Школа объединила слушателей и преподавателей, чьи интересы существуют на пересечении городских исследований и исследований науки и техники (STS). На рубеже 2000-х STS из относительно узкой предметной области превратились в методологическую биржу, вовлекающую в свои торги все новые и новые дисциплины и направления. Теории и методы STS стали проникать и использоваться в социальных и антропологических исследованиях экономики и финансов, права, искусства, медиа, города. STS открывают для исследований города новые места и объекты, снабжают урбанистов инструментами для анализа процессов создания городских объектов, пространств, инфраструктур. Например, вдохновленные акторно-сетевой теорией, городские исследователи входят в конструкторские бюро и студии городского дизайна и наблюдают практики архитекторов, инженеров и строителей в обращении с физическими моделями, чертежами и программами для 3D дизайна. Вместе с тем город как объект исследования стал настоящим вызовом для STS-подходов, поставив перед исследователями ряд трудных вопросов, обсуждению которых и была посвящена Школа.
Идея школы состояла в том, чтобы с одной стороны показать потенциал STS-подоходов для тех, кто сегодня в России изучает город, а с другой – обратить внимание сторонников STS на город как место и объект исследования. Аудиторию школы составили российские исследователи, находящиеся на ранних стадиях своей научной карьеры — магистранты, аспиранты, молодые кандидаты наук. Преподавателями школы стали российские и зарубежные специалисты в области STS и городских исследований: Виктор Вахштайн, Андрей Кузнецов, Игнасио Фариас, Иван Чалаков, Евгения Попова, Катерина Губа.
Программа Школы включала лекции, практикумы по аналитическому чтению, тренинг по академическому письму, мастер-классы по проведению STS-исследований в городе и работе с литературой. Лекции дополнялись практикумами, обучающими технике аналитического чтения, принятой в Шанинке (МВШСЭН – российско-британский университет). Главная особенность этой техники в том, чтобы, используя ресурсы текста, поставить теоретическую проблему в виде вопроса и искать ответ на нее внутри этого же текста без отсылки к внешним источникам. При этом сам текст рассматривается как образец научного языка, содержащего в себе систему различений, позволяющую видеть мир и получать знание. Занятия по аналитическому чтению помогли участникам во время тренинга по академическому письму, который проходил под руководством Виктора Вахштайна и Андрея Кузнецова.
Идея тренинга заключалась в том, что научиться писать можно только в процессе письма. Тренинг включал в себя три этапа: 1) постановка проблемы исследования, 2) работа с аргументацией, 3) композиция академического текста. На каждом этапе участникам всего за час нужно было написать 1-2 страницы текста для выполнения задания. После этого шло публичное обсуждение результатов, где слушатели получали фидбек от организаторов Школы. В итоге формат тренинга стал настоящим вызовом для многих участников. На шестой день Школы все участники школы сдали итоговые статьи, работа над которыми не прекращалась даже ночью. Некоторым участникам действительно удалось за эти дни написать черновики будущих статей. Поэтому по результатам работы школы ожидается подготовка специального номера журнала «Социология власти» по тематике Школы, выпускающим редактором которого станет Андрей Кузнецов (PAST-центр).
Из отзыва участника Школы, Дениса Сивкова (Волгоградский филиал РАНХиГС при Президенте РФ):
Это была удивительная школа! За 15-20 моих, школ в которых я был участником, летором или организатором, — это первая в которой ребята получили на выходе что-то, кроме сертификатов. Мы написали тексты про город, причем не просто написали, а упорно работали над ними в течении школы. Ошибались, переписывали, меняли название и формулировку проблемы, но старались сделать эти тексты более сильными. Школа отличалась разнообразием видов деятельности, но в тоже время мы чувствовали, что все это разнообразие служит одной цели. Помимо интересных преподавателей, как мне кажется подобралась сильная команда участников. Хочется всем сказать большое спасибо за 7 дней STS и городских исследований! До новых встреч!